Представители российских дилерских центров предложили свой ответ на обозначенные Дмитрием Медведевым некие "защитные меры" против западных санкций в автопроме – пересадить всех чиновников на корейские, китайские и российские машины.
7 августа, в день объявления ответных санкций, направленных на запрет продуктов из США, ЕС и других стран, премьер-министр страны Дмитрий Медведев намекнул на возможные "защитные меры", которые могут коснуться уже автопрома, авиастроения и судостроения. Российские автодилеры в ответ на возможные меры предложили правительству "наиболее действенные и правильные" с точки зрения рынка ответные меры против западных санкций в автопроме.
Несколько источников на рынке рассказали "Коммерсанту", что дилеры, опасаясь возможного запрета импорта автомобилей, предлагают запретить госзакупки всех марок из стран, которые ввели санкции, включая локализованные в России модели.
Президент ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов подтвердил изданию сам факт обсуждения рынком "наиболее адекватного варианта санкций, которым может стать полный запрет госзакупок марок из стран, применивших санкции против России". "Мы опасаемся, что защитные меры в автопроме будут введены неожиданно, как это было в отношении сельхозпродукции, фактически без консультации с рынком, и хотим превентивно дать свое видение ситуации",- пояснил Попов.
По его словам, "дилерское сообщество выступает против любых ограничений бизнеса и санкций, но если из-за политики они неизбежны, то нужно придумать наиболее безболезненный вариант". "При кажущемся наиболее простым варианте полного запрета импорта автомобилей или повышения на них пошлин государство теряет наибольший процент прямых и косвенных налогов", - продолжил Попов.
Между тем, расширенное ограничение госзакупок поможет сократить бюджетные средства и не нанесет столь сильного удара по отрасли в целом, а частным лицам надо "предоставить возможность покупать, что они хотят".
Собеседник издания уверен, что "в случае санкций рационально не тратить деньги госбюджета" на автомобили из применивших санкции стран, "включая машины, уже локализованные в России".
"Госзакупки можно будет компенсировать корейскими, китайскими или отечественными брендами", - предложил Попов, отметив, что такая мера будет достаточно действенной. По его данным, доля корпоративных закупок в общем объеме продаж Mercedes, BMW, Audi составляет 35%, и у японской Toyota этот показатель "достаточно велик".
Напомним, что с середины июля в РФ запрещены госзакупки машин, выпущенных за пределами Таможенного союза. То есть покупать на бюджетные средства можно только те иномарки, которые выпускаются на территории РФ (а также Белоруссии и Казахстана). Источники издания среди дилеров отмечают, что обойти запрет не так сложно – например, при помощи сдачи иностранной техники госведомствам в аренду или лизинг.
"На случай таких схем и логично ввести полный запрет на любое расширение парка госструктур за счет определенных брендов, перечень которых можно будет утвердить", - говорит Владимир Попов.
Источники "Коммерсанта" от автопрома отмечают, что подобная мера вряд ли будет эффективной, а с некоторой точки зрения – даже вредной. Один напоминает, что при обмене санкциями автопром пока не привлекали к обсуждению. Второй отмечает, что при доле в 10-20%, приходящейся на госзакупки, "эта мера не будет критичной, но может ударить по производству в стране.
По словам одного из собеседников, предложенная мера "выглядит как дискриминация иностранных автоконцернов, локализовавших производство в России". "Возможно, ряд дилеров воспользовался общей тенденцией на введение ответных санкций и пытается пролоббировать поддержку важного для них сегмента рынка - например, продаж китайских или корейских брендов", - добавил еще один источник.
Управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев отметил, что иностранные производители не понесут больших потерь при такой ситуации. "И доля продаж, и маржа не очень большие", - добавляет Бончев. Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" и вовсе не верит, что подобные санкции могут ввести – государство создавало такой климат, чтобы иностранные концерны с локализованным в России производством чувствовали себя наравне с отечественными компаниями.