По итогам первого квартала нынешнего года ведущие китайские марки, в целом, улучшили свое положение, при том, что российский авторынок топчется на месте. По данным агентства «Автостат», россияне потратили на приобретение китайских автомобилей 8 млрд рублей, что на четверть больше, чем за тот же период прошлого года.
И здесь определился новый лидер, популярную прежде марку Lifan, лишившуюся собственного сборочного производства в России, заменила марка Geely, мощным локомотивом у которой выступает удачный кроссовер Atlas. По данным АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса) за 4 месяца с января по апрель марке Geely удалось реализовать 2352 автомобиля, рост к аналогичному периоду прошлого года составил 294%! Впрочем, итоговые цифры не очень внушительные, а впечатляющим рост выглядит лишь на фоне совсем уж скромных прошлогодних продаж.
Вторым номером идет марка Haval с результатом 2055 автомобилей. Рост 192%, и этот результат достигнут еще до того, как вступил в строй новый сборочный завод компании в Тульской области. Можно прогнозировать, что после начала работы завода спрос на автомобили Haval еще увеличится, тем более, что модельный ряд расширяется. К имеющимся кроссоверам H2 и H6 в ближайшее время добавятся модели F7 и F7x. А внедорожник H9 уже получил новую топ-комплектацию.
А недавний лидер среди китайских брендов Lifan стремительно теряет рынок: 60-процентное падение с результатом 1853 автомобиля и третье место в общем итоге. И это, скорее всего, еще не предел, если марка в ближайшее время не предпримет каких-то кардинальный шагов по улучшению ситуации, то ее ждет место в арьергарде китайских брендов.
Четвертое место у Chery, дела идут ни шатко, ни валко – 1796 авто за четыре месяца и 5-процентное снижение. У марки Zotie 3-процентный рост в пределах статистической погрешности и 756 автомобилей. Dongfeng, Changan и FAW топчутся в позиционном междусобойчике с очень скромными результатами: 479 (+11%), 342 (-19%) и 312 (-25%), соответственно.
Foton, Brilliance и Hawtai и вовсе чисто номинально присутствуют на нашем рынке, поскольку серьезными их результаты назвать нельзя: 78 (-36%), 59 (+7%) и 16 (+33%), соответственно.
В целом, у «китайцев» все те же проблемы, и они даже ни с качеством или надежностью, а с маркетингом и позиционированием, которые, собственно говоря, отсутствуют полностью. Все китайские марки в России по инерции переключились на кроссоверы, игнорируя остальные секторы. Но это априори не гарантирует успех. Удивительно, но ни у одного из «китайцев» до сих пор нет достойного автомобиля В-класса, способного конкурировать на рынке. А именно в этом секторе, по-прежнему, наибольшие объемы продаж. И китайцы никак не участвуют в разделе этого пирога. Словом, до подлинного захвата китайцами нашего авторынка, который пророчат уже не первое десятилетие, еще очень далеко. А состоится ли он вообще когда-нибудь? Пока никаких предпосылок к этому нет…