Совершенно очевидно, что китайское нашествие в области автомобилизации России, накликанное средствами массовой информации еще в начале века, в очередной раз, отодвигается на неопределенный и, по всей видимости, довольно продолжительный срок. И это несмотря на открывшиеся в стране довольно масштабные автосборочные предприятия китайских марок.
Ну, во-первых, не такие уж и масштабные, чтобы говорить о каком либо серьезном влиянии на конкурентную борьбу лидеров рынка. А, во-вторых, даже это незначительное количество, далекое от запланированной мощности предприятий, надо еще преподнести потребителю в наиболее выигрышном виде, чтобы он клюнул, а не прошел равнодушно мимо в сторону шоу-рума соперников. И если строить автомобили китайцы почти уже научились, то с маркетингом и рыночным позиционированием у них, до сих пор, бо-ольшие проблемы. Справедливости ради, отметим, что не у них одних. Сегодня, даже неплохие автомобили, потребителю не впаришь, вот так в лоб, без тщательной подготовки и эффективного планирования. Тем более, что китайцы, по своему обыкновению, и вопреки элементарному маркетинговому принципу, пытаются действовать в рыночных нишах, наиболее заполненных конкурентами. Вместо того, чтобы пробовать свои силы в пустующих нишах. Да, несмотря на то, что, рынок, казалось бы, заполнен, свободных от конкуренции ниш предостаточно.
Это закон автомобильного рынка практически любой страны мира: наибольшим спросом пользуются бюджетные автомобили, например, 5-дверные хэтчбеки В- или С-класса. Даже в зажиточной Европе эта аксиома актуальна. И Россия, на самом деле, не исключение. Но класс бюджетных хэтчбеков, еще недавно лидировавший в рейтингах продаж (вспомните массовые модели ВАЗ-2114, Калина, Приора, Skoda Fabia, Ford Focus, Opel Astra и т.д.) сегодня, со сменой модельных рядов и маркетинговых программ ведущих компаний, словно, вымер. При этом, на вторичном рынке эти машины продолжают пользоваться активным спросом, что свидетельствует о потенциальном интересе потребителя. Но среди новых авто такие предложения практически отсутствуют. Интерес производителей переметнулся в сторону более дорогих кроссоверов – с них маржа больше. Вот где китайские марки могли бы развернуться в полную силу, захватив рынок бюджетных малолитражек в отсутствие конкурентов! Но, что они делают? Сосредотачивают все свои усилия на производстве кроссоверов. Сегодня 95% всех китайских автомобилей, предлагающихся в России – кроссоверы! Понятное дело, сейчас они в тренде, но и конкуренция здесь самая высокая, а плотную конкурентную борьбу китайцы заведомо проиграют.
Потенциально бездонный рынок бюджетных коммерческих автомобилей сегодня удовлетворяется, по сути, только Газелью, которая, разумеется, в одиночку не способна с ним справиться. Все остальное сильно дорого и никем из частных перевозчиков в расчет, как правило, не берется. Так где ж вы доступные китайские фургончики и легкие грузовики? Вот он, рынок, лежит в масштабах всей страны от Калининграда до Владивостока. Разумеется, это будут не железные поделки, какими пугали водителей на заре первой волны предполагаемого китайского нашествия, а вполне себе добротные автомобили, которые научились делать в Поднебесной сегодня. Но нет, китайцы, словно, этого не видят: лучше мы пободаемся с корейцами и французами за возможность сбыть несколько тысяч лишних кроссоверов, вместо гипотетической возможности продавать, а затем и обслуживать сотни тысяч доступных коммерческих авто, которые могли бы реализовать по всей стране…
Очень жаль, что китайцы так и живут у нас с шорами, надвинутыми на глаза, и жаль должно быть, прежде всего, им же самим. Они не проводят маркетинговых исследований, не изучают потребности рынка, даже не пытаются понять, что нужно российскому потребителю, пустили все на самотек. Иначе, они заметили бы, что значительная часть россиян живет в сельской местности (как, разумеется, и в Китае), и это самая обездоленная часть населения, не столько в материальном, сколько в автомобильном плане. То есть, целенаправленно, для них автомобили выпускать никто не хочет.
За последнюю пару лет я немало поездил по деревням. Каков сегодня среднестатистический автопарк на селе? В 90 процентах случаев это, если и не старая легковушка, купленная, скорее, от безысходности, то, наверняка, Нива или УАЗ, изрядно потрепанные жизнью и временем. И менять их на новые машины не торопятся, не столько по причине бедности, сколько по причине того, что и менять-то их не на что. Новые Нивы и УАЗы уже давно не оправдывают своей высокой стоимости, а больше и покупать нечего в разумной ценовой категории. И может быть, они даже взяли бы себе кроссовер, но вот беда, на селе они долго не живут, да и содержание его обойдется неоправданно дорого. Других утилитарных бюджетных внедорожников у нас никто не производит и не продает. Вот как раз этим могли бы заняться китайские автопроизводители, раз всем остальным не под силу или недосуг. Тем более, что у них уже был в этом плане довольно успешный опыт, который, впрочем, благополучно забыт. Кстати, выпускают же они в огромных количествах мотоблоки, минитракторы, квадроциклы и прочую строительную, приусадебную и сельскохозяйственную спец-технику, которая довольно успешно внедряется по всей стране. Так почему бы не выпускать и автомобили такие, которые действительно нужны людям? Раз уж и отечественный автопром не в состоянии этого сделать.
АвтоВАЗ прожужжал нам уже все уши своей новой Нивой, которую планирует вывести к 2023 году. Типа, это прорыв для отечественного автопрома и большая радость для поклонников модели. Но на поверку, с точки зрения сельского жителя, это не более чем очередная профанация. Поскольку, перспективная Нива – всего лишь, еще один перелицованный французский кроссовер с оригинальным пижонским кузовом и для деревни он не годится. И, тем более, не имеет никакого отношения к легенде под названием Нива, которая, слава Богу, останется в производстве, пока на нее есть спрос. Хотя, как же ему не быть, если реальной альтернативы классической Ниве даже не предвидится.
Россия, пожалуй, единственная страна в мире, где в массовом порядке сельчане изготовляют самодельные грузовички-пикапы из подручных материалов, из старых легковушек и из тех же Нив и УАЗов. Потому, что купить доступный пикап просто негде! В подтверждение этого достаточно посмотреть многочисленные фото и видеоролики в Интернете. Их там сотни, если не тысячи, еще большее количество остается за кадром. Это ли не призыв: ну дайте нам уже доступный сельский пикап! Нет, в 21 веке, разумеется, никто из автопроизводителей не в состоянии выполнить этот заказ!
В середине 90-х ульяновский автозавод пытался малой кровью сделать подобный пикап УАЗ-2315. Были проведены испытания, и уже на пороге запуска в серийное производство кто-то из высокопоставленных чиновников дал «отбой». Так мы и не получили долгожданный, неприхотливый, вездеходный и дешевый пикап. Хотя, сейчас, вероятно, могли бы наблюдать его очередную генерацию…
Кто-то может сказать: «Позвольте, так у нас же есть УАЗ Пикап на основе внедорожника Патриот и какой-то там еще грузовичок на базе Лады 4Х4 производства ВИС, а также уазовские же «буханка» и «головастик», в конце концов». Как ответил бы классик сатирического жанра: «Не смешите мою бабушку!» Ибо даже она знает, что нынешний УАЗ Пикап не отвечает элементарным требованиям сельского жителя, при цене миллион рублей, он в своем кузовке длиной всего 1,3 м даже достаточное количество дров не способен увезти. Однако, некоторые председатели колхозов и фермеры, действительно, иногда используют их (как бы это сказать) - в представительских целях, поскольку для работы они не годятся. Вот если бы ульяновцы построили обновленный пикап хотя бы на удлиненной раме УАЗа Профи и сохранили его стоимость минимальной – еще куда ни шло. Кстати, именно УАЗ Профи, пожалуй, более всего приблизился по потребительским качествам к подходящему для села грузовичку, хотя и у него масса недостатков, и, прежде всего, немалая цена…
Ну а 2-местный бортовой грузовичок ВИС-2346 с достаточно длинной платформой на шасси Нивы Лада 4Х4, на первый взгляд, действительно, всем хорош. Но он производится дочерним предприятием АвтоВАЗа в полукустарных условиях, практически, штучно и стоит, совершенно неоправданно, в полтора раза больше исходной Нивы, то есть, почти на 300 тысяч дороже своей реальной цены. Да и в конструкции у него есть свои заморочки: рама грузовой платформы, совмещенная с несущим кузовом кабины – не есть хорошо для грузовика. Не удивительно, что спрос мизерный, при огромной потребности именно в таких автомобилях. Вот если бы АвтоВАЗ ликвидировал его «детские болезни», поставил на конвейер, выпускал в массовом порядке и снизил цену до разумного уровня…
Что касается ульяновской «буханки» и его бортового собрата, то, для тех, кто в теме, не секрет, что это и не автомобили вовсе, а военные транспортеры переднего края борьбы с бездорожьем и бытовой неустроенностью. Отсюда и армейская атрибутика бытия, мало совместимая с обычной жизнью. Но и они, конечно, идут в применение. А что делать?
Китайские автопроизводители от всех этих перипетий остаются в стороне. А зря, при умелой разработке этого месторождения, можно открыть «золотую жилу». И сколько здесь еще таится пустующих смежных ниш! Но, видимо, это не дано никому, поскольку, непросто. Проще прозябать, на продаже десятка тысяч кроссоверов, заморозив стотысячные мощности про запас. К чему риски, кризис же…
Хотя, это проблема не только китайских компаний, весь российский авторынок в целом – в глубоком кризисе и не только он. Покупательская способность населения все ниже, автомобили все дороже, и, возможно, скоро перестанут быть средством передвижения, а опять перейдут в разряд предметов роскоши, как это было когда-то. Какой уж тут эффективный бизнес.
Почему же автомобили продолжают и продолжают дорожать, когда все разумные и неразумные пределы, казалось бы, уже пройдены. Курсы валют давно стабилизировались, мировая рыночная конъюнктура на энергоносители благоприятна и пора положить конец этому беспределу. Но правительство вновь и вновь подкидывает нам сюрпризы в виде повышения всевозможных налогов и установления все новых правил игры. И это еще полбеды. Одним из важнейших локомотивов экономических проблем в стране, несомненно, остается существующий уровень тарифов и постоянно продолжающееся повышение цен на топливо. Это просто убивает любые попытки эффективного развития экономики. Совершенно логично, что это постоянно провоцирует инфляционные процессы и влечет рост цен буквально на все, в том числе и на автомобили.