В Государственную Думу РФ на рассмотрение вынесен проект федерального закона, касающийся введения обязательного страхования гражданской ответственности со стороны водителей такси и таксопарков. Инициаторы проекта считают, что рынок перевозки пассажиров легковыми такси недостаточно урегулирован и нуждается в принятии новых законодательных мер со стороны государства.
Такси сегодня – единственный вид транспорта, где не введена ответственность перед пассажиром за совершаемые правонарушения. И в результате все, на что может рассчитывать пострадавший пассажир (а случаи, когда пассажир попадает в аварию из-за непрофессионализма водителя, приема запрещенных препаратов или нарушения водителем скоростного режима уже не единичны), - компенсация по ОСАГО водителя с максимальной выплатой в 500 тыс. рублей. Для сравнения: максимальная выплата пассажиру автобуса, который попал в аварию, составляет 2 млн рублей.
В пояснительной записке к законопроекту говорится следующее: «Доступность услуги для граждан и экономическая выгода этого бизнеса приводят к неконтролируемому увеличению парка легковых такси, непрофессионализму водителей, злоупотреблениям в этой сфере и сопровождается повышенными рисками для здоровья и безопасности граждан… Остро стоит проблема ухода от ответственности за совершаемые правонарушения со стороны компаний, предоставляющих услуги по перевозке граждан легковым такси, и их водителей, прежде всего, водителей-иностранцев…».
В законопроекте (N 283077-7) особая роль отводится услугам агрегаторов, которые размещают на своих электронных площадках в сети «Интернет» информацию об услугах по перевозке пассажиров. Информационная доступность и оперативность в заказе легкового такси сегодня делают этот бизнес привлекательным и выгодным как для агрегаторов, компаний, осуществляющих перевозки легковым такси, водителей, так и для потребителей. Однако в случае происшествия ни агрегатор, через который вызывалось такси, не несет никакой ответственности, ни таксопарки. Четкие критерии и правовой механизм ответственности между агрегатором и таксопарком (водителем) отсутствуют.
Когда потенциальный пассажир вызывает машину из определенного приложения в Интернете, то полагает, что таксист работает непосредственно в этой компании. Но зачастую автомобиль сдается в аренду таксопарку, а тот в свою очередь может передать ее в субаренду водителю. И в случае совершения правонарушения таким водителем, он фактически остается безнаказанным, как безнаказанными остаются таксопарки и агрегаторы. Кроме всего прочего, перед рейдом у водителей не проверяют ни страховку, ни состояние здоровья, при этом водители, чтобы компенсировать затраты на аренду машины, вынуждены работать по 15 и более часов.
В законопроекте предлагается определить и зарегламентировать действия агрегаторов и таксопарков, отдельных водителей и определить, кто из субъектов предпринимательства и за какие действия несет ответственность в случае совершения правонарушения.
Если депутаты согласятся с изложенными доводами, изменения в Федеральном законодательстве, связанные с ответственностью таксопарков и агрегаторов перед пассажирами, предполагается ввести в силу с 28 января 2018 года.